Свадебные обряды Чувашей - День свадьбы - Традиции - Свадьба в Канаше - Первый Свадебный портал Канаша об организации и проведении свадеб в Канаше и Канашском районе - Канашский свадебный портал

Свадебные обряды Чувашей - День свадьбы

Следование в дом тестя.

Как известно, чуваши невест брали из других родов. И за этим строго следили. Чаще всего их привозили из других деревень.
У удмуртов на этот счет имеется пословица, которая гласит: Дым из печных труб жениха и невесты не должен смешиваться.

Основные персонажи чувашской свадьбы - жених, старший и младший дружки, сват - отправлялись во главе поезда верхом. Поезжане же использовали повозки. Явление это повсеместно типично. Именно так поступали в Китае, так ехали сибирские татары.
По дороге, особенно на перекрестках, поезд, останавливался, бросали кусочки хлеба, сыра, взятые с собой, а также монетки.
Существовал архаический обряд хаяр укщи парахни - обряд задабривания злых духов принесением денег. На Развилке или перекрестке все поезжане во главе со старшим дружкой собирались в кучу и совершали три круга по ходу солнца. Затем все поворачивались лицом к солнцу и начинали молиться. При этом злого духа хаяр в молитве именовали ыра, т.е .добрым духом. Помолившись, закапывали в землю кусочек хлеба и 1-2 копейки.
На подходе к деревне невесты противоположная сторона чинит разные препятствия. Сибирские татары, к примеру, перегораживали дорогу поезду жердями либо веревками. Пробиваться через них силой не было принято, ибо это говорило бы о бедности или жадности жениха.

У ворот тестя.

Мужской поезд, подъезжая к дому тестя, подавал знаки, в частности, шумовые, чтобы не застать родню невесты врасплох. Чуваши Козьмодемьянского уезда Казанской губернии подавали знаки звоном колокольчиков, а сибирские татары при подъезде к дому невесты стреляли из ружей.
В том же Козьмодемьянском уезде чуваши, услышав звон колокольчиков мужского поезда, поспешно запирали невесту в клеть, т.к. она не должна была видеть приближения жениха со свитой.
А в Белебеевском уезде Уфимской губернии, наоборот, невесту выносили навстречу жениху. У ворот жених и невеста обменивались кольцами и целовались. В таком различном подходе к одному и тому же явлению легко можно увидеть так назыавемые локальные варианты. Однако за подобными различиями следует усмотреть отражение стадиального развития мотива встречи мужского поезда. Возможно, запирание невесты является более ранней ступенью, чем выход ее к жениху, который можно трактовать как стремление соблюдать этикет.

Следующий эпизод мотива «у ворот тестя» - получение выкупа за открывание ворот - также имеет варианты. В Хвалынском уезде Саратовской губернии девушки поспешно запирали ворота, препятствуя въезду женихова поезда во двор отца невесты. Младший брат молодой сидел на воротах. Начинался песенный спор-диалог между мужским поездом и девушками, находящимися за внутренней стороной ворот. Затем мальчику на воротах давали деньги и ворота открывались.
В Козьмодемьянском уезде открывание ворот происходило в более упрощенной форме: услышав звон колокольчиков, младшие сестры и братья невесты, а также и подруги быстро выбегали во двор и распахивали ворота, за что получали деньги. Сравнительный материал по татарам Уфимской губернии также содержит мотив откупа за открывание ворот жениху.

Удар нагайкой по воротам и стрельба из ружья при въезде во двор предполагали отпугивание нежелательных духов с пути. Естественно, при этом напуганные лошади срывались, и жених должен был показать свое проворство, укрощая их.
Соблюдался установленный порядок выстраивания во дворе. Татары в Уфимской губернии, например, становились в ряд перед крыльцом дома. Мужчины становились справа, женщины - слева, жених посередине, оставляя по левую сторону от себя место для невесты.

Выкуп невесты.

Невеста, как взрослая дочь, в доме представляла рабочую силу. Уход ее, разумеется, был нежелателен для отца. Жених, претендующий на руку взрослой девушки, должен был в какой-то форме возместить ущерб, на поздних этапах - хотя бы символически. В связи с этим возникали разнообразные обрядовые действия.
Например, жених пытается заглянуть невесте под покрывало, но подруга молодой обнимает голову девушки и препятствует этому. Молодой откупается деньгами или кольцом.
В эпизоде под названием «платок шурина» будущий шурин садится на сундук с приданым невесты, привезенный в дом жениха, и не сходит с него. Только по получении подарка от зятя, т.е. «платы» за сундук, он уходит.
Кеты выкупали волосы своей жены и место, где она спала раньше, шкурками белок. Башкирский обычай не принимать зятя в своем доме до окончательной выплаты калыма (длилось примерно до года) представляет собой относительно древнюю форму обряда.
У эвенков жену можно было отработать в хозяйстве тестя или отдать женщину (потенциальную жену) его родне. Калым, отработка, обмен - все эти три формы «широко бытовали у тунгусов вплоть до начала 1930-х годов».
Во всех вариантах получалось, что жених откупался перед экзогамной группой. И это являлось испытанием жениха «представителями не того родового объединения, к которому принадлежал юноша, а другой группой... из которой посвящаемый возьмет себе жену».

Следование в дом свекра.

Невесту чуваши выносили обычно на руках или выводили просто под руку. Хашштлах «приглашенный родственник, посаженный отец» помогал ей садиться.
У крыльца невесту и жениха встречала сидящая верхом женщина. Невесту сажали верхом на седло; все главные лица свадьбы также садились на лошадей. Аналогично на Алтае под невесту подводили особую оседланную лошадь. Чуваши также пользовались кибиткой, запряженной парою лошадей и телегой, что мы склонны считать исторически поздней формой.
Невестина кибитка закрывалась холстом; если невеста была верхом, то сидела под покрывалом и по ходу кланялась в разные стороны, а ее лошадь вел хайматлах за особый повод, сделанный из полотенца. В обоих, случаях невеста не видела дороги перед собой.
Почти вся деревня сопровождала поезд до ворот на околице. При выезде из деревни молодой муж три раза ударял молодую нагайкой. Строго соблюдали условие - непременно заехать на хлебное поле.
В поле или на перекрестке по дороге совершали обряд умилостивления злого духа - хаяр тарахни.
По форме и содержанию он равнозначен обряду хаяр укщи парахни совершаемый по пути к тестю.
Выезжая за околицу, делают три круга по ходу солнца, затем старший дружка сходит на землю и три раза, низко кланяется. Бросая жертвенную монету, он просит злого духа хаяр и остальных нежелательных духов не приставать к свадебному поезду, не чинить зло.
Отстань, как эта монета», - говорится в заключение.
Более архаический вариант данного обряда зафиксирован у телеутов, которые совершали кропление горному или степному духу. При этом на березку или тальник вешали ленточки (если место безлесное, березку везли с собой) и произносили довольно длинную молитву.
Видимо, по пути следования невесты в дом свекра строили символический мост (если его в реальности не было) или он подразумевается. В плаче невесты, в частности, упоминается медный мост на пути следования поезда и молодая горюет:

Как мне перейти,
Самой несчастливой оказалась я.

Несомненно, правы исследователи, считающие, что движение свадьбы, независимо от расстояния, на котором живет молодой от невесты, представляет собой долгий путь.

У ворот свекра

Навстречу прибывшему поезду к воротам выносится сырое яйцо и передается жениху. Молодой крутит яйцо по ходу солнца над головой невесты и бросает в сторону востока.
В иных вариантах яйцом по три раза касаются лбов жениха и невесты. Затем бросают. На то, что яйцо должно быть сырое, указывают и источники ХVIII века.
В этой же рукописи уточняется, что во время обряда играет музыка, а яйцо разбивают лутошкой.
Данный элемент обряда с яйцом представлял собой канонический мотив свадьбы. Присутствовал он в качестве обязательного и в самом сжатом варианте свадебных церемоний, проводимых бедняками по нужде. Отрывание и выкидывание за ворота головы курицы во время встречи свадебного поезда мы считаем проявлением стадиальной разновидности обряда с яйцом.
Стремясь отпугнуть злых духов во дворе, три раза стреляли из ружья, а при входе в ворота, желая молодым блага, обсыпали мукой.
На Русском севере обряд встречи у ворот представлен в более сложной форме. Здесь яйцо выносится в решете, а обсылают овсом, хмелем, ячменем, используют также две булки и икону.

Категория: Традиции | Добавил: ADMINISTRATOR (03.06.2011)
Просмотров: 1963 | Теги: Свадебные обряды Чувашей, свадьба | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Свадьба в Канаше - Первый Свадебный портал Канаша об организации и проведении свадеб в Канаше и Канашском районе - Канашский свадебный портал.
Скоро свадьба? Мы поможем вам найти свадебные фирмы Канаша: платья, кольца, тамаду, свадебного фотографа, видео оператора, музыканта, ресторан, отель, лимузин, букет, торт и прочие услуги на свадьбу в г. Канаше.

На свадебном форуме Вы сможете проконсультироваться со свадебными специалистами онлайн и пообщаться с невестами города Канаша.

На нашем Свадебном портале Канаша Вы сможете найти интересные и познавательные статьи о том, как сделать свадебный день запоминающимся событием для Вашей второй половинки и для гостей.

Из наших статей и на свадебном форуме Канаша Вы узнаете, как подобрать себе свадебное платье, на что следует обратить внимание при выборе тамады, ресторана в Канаше. Прочитаете, как правильно организовать развлекательную программу и украсить банкетный зал. Мы расскажем Вам о том, что вы вправе ожидать от свадебных фотографов Канаша и видео операторов Канаша. Вы сможете ознакомиться с расписанием работ специалистов, предлагающих услуги фото- и видеосъемки в Канаше. 

Мы не только поможем вам справиться со всеми тонкостями организации свадебного процесса, но и предоставляем Вашему вниманию большой и подробный каталог фирм Канаша, предлагающих услуги в организации и проведении свадьбы в г. Канаше: свадебные фотографы Канаша, видео операторы Канаша, ведущие Канаша (тамада) на свадьбу, рестораны Канаша, кафе города Канаша, свадебные и цветочные салоны Канаша и солярии. Вам останется только почитать о фирме, посмотреть фотографии, видео, возможно, перейти на сайт фирмы, а после чего — сделать свой выбор.

Услуги









Разработка сайта